Наши боты:
Эксперты ЖКХ Приангарья – о смене круга вопросов, волнующих собственников, и ходе капремонта домов
#ЖКХменяется Экспертное мнение

Корректность начислений платы за «коммуналку» и техническое состояние многоквартирных домов — такие вопросы все чаще волнуют жителей Иркутской области. К слову, жалобы на отключение воды и электричества, с которыми жители Приангарья обращались в управляющие компании, профильные службы и надзорные органы раньше, теперь звучат все реже, отметил 26 июня в ходе заседания круглого стола в Законодательном собрании Иркутской области гендиректор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек.

По словам временно замещающей должность руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Елены Федоровой, за последние несколько лет число жалоб значительно выросло — практически в 10 раз с 2007 года. А с марта 2015 года — то есть с момента разделения ведомства на службу по жилищному надзору и службу по строительному надзору — поступило 5057 обращений. Из них 758 направили из прокуратуры, 590 — из правительства области, 152 — из администрации президента и аппарата губернатора, 2593 поступило от граждан и организаций.

Михаил Дамешек прокомментировал это: «Количество жалоб растет — это нормальный процесс. Если раньше людей волновало отсутствие электричества и воды, то сейчас им небезразлично, в какой цвет покрасили подъезд. Также собственники следят за отчетностью и правильностью начислений. Законы часто меняются, ежегодно появляется в среднем 50 актов в сфере ЖКХ. Зачастую жильцы пытаются разобраться в документах, которые сложны для профессиональных юристов. Граждане выявляют какие-то нестыковки работы компаний с новыми требованиями и жалуются. Здесь необходимо вовремя и полно информировать население.

Гендиректор СРО напомнил, что для удобства собственников жилья в Иркутской области разрешили печатать счета за капремонт и коммуналку в одной квитанции: 25 июня на сессии Заксобрания парламентарии во втором и окончательном чтении приняли поправки в закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области».

Документом закреплено право регионального оператора заключать с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом или иной организацией, ведущей начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги, договор о включении в платежный документ размера взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, его банковских реквизитов и адреса.

Таким образом, если раньше приходило две квитанции — от управляющей компании со счетом за коммунальные и жилищные услуги, а также от Фонда капремонта региона — теперь это может быть оформлено на одном бланке.

В свою очередь директор Фонда капремонта многоквартирных домов Иркутской области Андрей Микуляк пояснил, что эта мера позволит сэкономить бюджетные средства: «На распечатку и доставку квитанций в год из бюджета Иркутской области уходит 26 миллионов рублей. Кроме того, это будет удобно и самим собственникам, которые, к слову, смогут также немного сэкономить на комиссиях по платежам: обычно сумма за капремонт не превышает одной тысячи рублей, и, оплачивая квитанцию отдельно, в банке необходимо было платить еще и небольшую комиссию — в среднем 30 рублей. Сейчас можно оплатить все вместе».

Наряду с этим Андрей Микуляк напомнил, что перенесен срок подготовки муниципалитетами проектов краткосрочных планов реализации закона на 2016 год — с 1 июня на 1 сентября. Также установлен новый срок утверждения регионального плана — 1 октября. По словам Андрея Микуляка, срок, установленный ранее в законе, является крайне жестким, в течение которого нельзя обследовать общее имущество многоквартирных домов.

Андрей Микуляк отметил, что по краткосрочному плану капремонта МКД на 2014 год в Иркутской области на сегодняшний день приступили к работам на 80 домах. Еще по 15 объектам ремонт пока не начали по разным причинам. Три конкурса на выбор подрядчика объявили повторно.

Что касается плана капремонта на 2015 год с реализацией в 2016 году, то в первом этапе реализации значится 100 домов, работы оценили в 634 миллиона рублей. На рассмотрении находится второй этап краткосрочного плана, который увеличит сумму капремонта до 914 миллионов рублей.

Жителей Иркутской области, помимо правильности начисления платы за «коммуналку», волнует и техническое состояние МКД. Как пояснил Михаил Дамешек, сейчас в регионе составляют электронные паспорта домов, в которых будет отражена вся информация по состоянию и обслуживанию здания. По мнению эксперта, это также позволит не тратить время на восстановление документации, когда на доме меняется управляющая организация.

Михаил Дамешек также рассказал об интернет-сервисах, которые внедряют в Приангарье для удобства собственников. Напомним, в регионе запустили в работу сайты управляющих компаний. Кроме того, есть специальный портал ЖКХ. Эксперты обещают, что заявки, поданные удаленно через электронные ресурсы, рассматриваются в такой же срок, так и те, с которыми собственники обращаются лично или по телефону 500-100.

«Управляющие компании стремятся быть ближе к жильцам. Сейчас нельзя забывать о новых технологиях. Многие пользуются интернетом, так почему бы с его помощью не оплачивать „коммуналку“, подавать заявки и получать информацию, касающуюся своего дома? Конечно, в основном, эта система рассчитана на молодых жителей, так как у старшего поколения нет необходимых навыков работы с интернетом, поэтому они взаимодействуют с управляющими организациями лично. Кроме того, новые возможности повысят социальную ответственность молодежи перед компаниями», — пояснил генеральный директор иркутской СРО «Содружество ЖКХ». По его словам, новыми интернет-ресурсами можно пользоваться не только с персональных компьютеров и ноутбуков, но и мобильных устройств, в частности, со смартфонов.

Сайты будут модернизировать, исправлять ошибки и проблемы, которые выявятся в процессе использования. Однако уже сейчас через порталы иркутских управляющих компаний (в частности, Северной, Южной, Западной и Восточной) можно оплатить счет, передать показания приборов учета потребления коммунальных ресурсов, узнать информацию об отключениях, прочитать тематические отрасли, получить информацию о тарифах на услуги ЖКХ. Кроме того, есть возможность обратной связи.

Что касается портала ЖКХ, то туда можно зайти и отдельно, и с сайта управляющих компаний — на главной странице вверху есть специальный значок в виде домика. Портал — это ресурс с набором платных и бесплатных сервисов для собственников жилья и поставщиков услуг. Зарегистрировавшись на портале, можно также оплатить квитанции по ЖКХ, подать заявки, получить информацию о подрядчиках. Обращения сразу попадают в управляющие компании и в службу 500-100. Время реакции зависит от конкретного случая, но оно такое же, как если бы заявитель позвонил или пришел в офис. Так, если речь идет об аварии, то срок реагирования — час-полтора. В других случаях (когда время терпит, и заявка носит другой характер) на обращение управляющие компании могут отвечать до десяти рабочих дней — в соответствии с законодательством.

Напомним, в ходе круглого стола стало известно: лицензирование управляющих компаний Иркутской области продолжилось и после 1 мая 2015 года — срока, когда все подобные организации должны были получить разрешение на дальнейшее обслуживание домов. После этой даты процесс лицензирования не прекратился, в частности, компаниям-«отказникам», то есть тем, кто с первого раза не получил документ, предоставили еще один шанс.

Как сообщила Елена Федорова, по данным на 1 мая в лицензионную комиссию, специально созданную в Приангарье по распоряжению губернатора региона Сергея Ерощенко, поступило 228 заявок. Из них удовлетворено 199 (то есть 199 компаний получили лицензию на право управления двумя тысячами домами), 29-ти из 12 муниципальных образований региона отказано — в основном из-за недостаточного раскрытия информации на сайте.

Михаил Дамешек в свою очередь отметил: «Требования к компаниям в процессе лицензирования были минимальными. Даже если от жильцов к работе есть нарекания, то лицензионная комиссия не могла на этом основании по закону отказать в документе. Организации, которые нормально работали и соблюдали закон, получили разрешение на дальнейшую работу. Другие же могут воспользоваться вторым шансом, конечно, они первоначально получат лицензию без списков домов, а затем уже должны организовать собрания собственников».


Источник информации: Телеинформ