В комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ готовят поправки ко второму чтению проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в части создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве. Так, парламентарии предлагают наделить ресурсоснабжающие организации (РСО) правом устанавливать скидки при оплате коммунальных услуг, в том числе и при авансовом платеже. Такое нововведение, как считают в нижней палате парламента, является необходимой мерой, с помощью которой станет возможным поощрять добросовестных плательщиков, а РСО получат нормативные механизмы по применению скидки.
При этом в Госдуме отмечают и возможные затруднения при введении подобной скидки, поскольку сами РСО не могут изменить установленные тарифы на коммунальные ресурсы.
Первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева («Единая Россия») заметила, что в России на сегодня уже существует практика скидок при авансовой оплате жилищных услуг, в то время как с коммунальными платежами всё намного сложнее. Сама скидка на коммуналку может составить порядка 10%, как и на жилищные платежи в некоторых компаниях.
— В рамках подготовки ко второму чтению законопроекта по решению проблемы неплатежей в ЖКХ мы предлагаем стимулировать управляющие компании, ТСЖ и кооперативы через оптовые скидки на оплату ресурсов, а также граждан, оплачивающих коммунальные услуги авансом, — рассказала Елена Николаева. — В Оренбурге в управляющей компании «Северо-Восточная» уже более 2 лет практикуются скидки за жилищные услуги тем, кто добросовестно платит вперед в течение длительного времени. Возможно, механизм по коммунальным платежам и скидкам будет похожий.
Мы считаем, что нужно не просто дать такое право, а установить это как единую норму и обязать ресурсников эту скидку предоставлять.
Вера Москвина
Сейчас никто управляющим компаниям не запрещает делать скидки за жилищные услуги до 10%, а вот с коммунальными услугами сложнее. Если бы ресурсоснабжающие организации продавали по оптовым ценам управляющим компаниям свои ресурсы, то те смогли бы и за коммунальные услуги делать скидки, но ресурсники по-прежнему стоят на своем и не хотят идти навстречу, продолжая держать свои цены высокими и непрозрачными.
Предложение установить скидку по коммунальным услугам поступило в рабочую группу по подготовке законопроекта из правительства наряду с другими замечаниями после первого чтения документа в нижней палате парламента.
Исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина, также принимавшая участие как эксперт в обсуждении подготовки законопроекта, считает, что введение скидки на авансовые коммунальные платежи станет положительным моментом, однако, по ее мнению, РСО необходимо обязать предоставлять скидку, а не давать им право, которым они, скорее всего, не захотят воспользоваться.
— Это очень хорошая идея — делать скидки за авансовые платежи, но ресурсоснабжающие организации действительно будут бороться против этой нормы, поскольку, продав пользователю, например, электричество оптом дешевле, что вполне логично в рамках рыночных отношений, они уже не смогут в течение оплаченного периода поднять цены, чем нередко наращивают свои капиталы, — заметила Вера Москвина. — Мы считаем, что нужно не просто дать такое право, а установить это как единую норму и обязать ресурсников эту скидку предоставлять.
Я думаю, реализация этой меры может быть затруднена. При нынешнем раскладе это может быть либо единым правилом для всех клиентов управляющих компаний, либо надо переходить на прямые платежи.
Евгений Пургин
О затруднениях в реализации идеи введения скидок рассказал и председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Санкт-Петербурга Евгений Пургин.
— Я думаю, реализация этой меры может быть затруднена. При нынешнем раскладе это может быть либо единым правилом для всех клиентов управляющих компаний, либо надо переходить на прямые платежи, — сказал он. — Исключить же кого-то из посредников в этой цепочке очень трудно, поскольку каждый там занимается своим делом: кто-то поставляет ресурсы, кто-то их добывает, кто-то доставляет, а кто-то проводит расчеты, которые, например, котельная не может произвести сама.
На сегодня Жилищный кодекс РФ позволяет собственникам жилых помещений в многоквартирных домах заключать прямые договоры с РСО как при наличии управляющей компании, так и при ее отсутствии. Если домом на основе договора управляет управляющая организация, то именно она обязана заключать договоры с РСО (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Однако собственники жилья на общем собрании могут принять решение о прямой оплате коммунальных услуг в РСО (п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), что позволяет избавиться от посредника в лице управляющей компании и сделать идею о введении скидок на коммунальные платежи более реализуемой.
В первом чтении депутаты приняли проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», в котором прописано увеличение ответственности граждан за задержку платежей. Согласно документу, почти в два раза увеличивается пеня для потребителей за просрочку оплаты коммунальных услуг свыше полутора месяцев — вместо 1/300 ставки рефинансирования Банка России за день просрочки пеня будет составлять 1/170 ставки.
В начале года министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства разработало законопроект, предусматривающий дифференциацию тарифов на коммунальные услуги. По замыслу министерства, потребители, осуществляющие оплату вперед, должны производить расчеты по более низким расценкам по сравнению с остальными. Также предполагалось, что пониженные тарифы будут действовать в первую очередь для управляющих компаний и ТСЖ, то есть для оптовых покупателей коммунальных ресурсов. Кроме того, более низкие расценки предложено было предусмотреть и для всех конечных потребителей этих ресурсов — как для граждан, так и для предприятий — в случае их оплаты авансом.
Источник информации: Известия