Власти и управляющие компании пытаются продвигать в Иркутске индивидуальные коммунальные тарифы. Во вторник в областном центре представители министерства регионального развития, администрации Иркутска, управляющих организаций города, а также несколько руководителей советов домов собрались на запись первой региональной телепрограммы «ЖКХ», которая была посвящена как раз этой теме. Свет софитов, движущиеся телекамеры, долгая и тщательная настройка звуковой аппаратуры задали особый тон разговору. Представители управляющих организаций попытались использовать возможность рассказать зрителям о «своей трудной доле» с телеэкранов. Администрация Иркутска призывала горожан к «коммунальной ответственности». Активные граждане делились, как с помощью небольшого шантажа сделать собрания жильцов плодотворными. За дискуссией наблюдал корреспондент «Сибирского энергетика».
Индивидуальные потребности
Регулярный рост тарифов ЖКХ вызывает обоснованные вопросы иркутян. Качество предоставляемых услуг по-прежнему мало кого удовлетворяет. Старые окна в подъездах, оббитые лестницы, подвалы, которые в морозные зимы становятся прибежищем бомжей, – это далеко не весь перечень претензий жильцов в адрес УК. В управляющих компаниях города в ответ говорят, что у них практически связаны руки, чтобы исправить ситуацию. И главная причина – нехватка денежных средств.
Как рассказал генеральный директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек, на сегодняшний день из всех поступлений средств населения за коммунальные услуги лишь 30 процентов доходят до управляющих компаний. Все остальные направляются в ресурсоснабжающие организации на оплату тепла, электроэнергии, водоснабжения.
«Доходящих до нас денег не хватает. Недавно было принято решение пойти по пути более детального обследования данного направления, более плотного общения с жителями. У всех разные потребности и возможности, необходимо это учитывать», – рассказал генеральный директор УК «Западная» Антон Щелкунов.
С 2010 года в Иркутске появилась возможность устанавливать так называемые «индивидуальные тарифы». Теперь жильцы могут самостоятельно регулировать размер платы за жилищные услуги. Главной причиной, почему жильцы отказываются от привычного расчёта, становится состояние домов. «Я живу по Байкальской, 241а. Это очень сложный дом, он практически разваливается. У нас очень много проблем, по дому большие задолженности. С должниками работаем, но ведь жить хочется в нормальных условиях. Поэтому обратились в УК, чтобы нам установили индивидуальный тариф», – рассказала Надежда Зайцева. По её словам, жильцы обратились в управляющую организацию с просьбой установить пластиковые окна в подъездах в рассрочку. В течение шести месяцев они платили больше обычного коммунального счёта на 500 рублей.
На шантаж ради кворума
Как рассказала начальник отдела маркетинга УК «Южная» Людмила Игошева, у них по статистике почти половина домов перешла на новую систему расчёта платежей. Программа в этом направлении стала развиваться в основном в нынешнем году, хотя первые попытки были ещё в 2010-м.
Для того чтобы стать участником новой программы, жители должны проголосовать на общедомовом собрании. Как отмечают представители управляющих компаний, собрать всех собственников квартир практически нереально. Чаще всего людей не хватает, чтобы признать голосование состоявшимся. «По закону жители должны к нам самостоятельно прийти, попросить о повышении тарифов. Но в этом году мы сами вышли к ним, рассказали старшим по домам про особенности этой программы. Затем проводили очные собрания. Не в каждом доме это удалось: кворум должен составлять 51 процент собственников квартир. На деле народу приходило меньше, поэтому мы приняли решение проводить заочные голосования через опросный лист», – рассказала Людмила Игошева.
«Собрать собственников сложно. Ещё сложнее убедить их перейти на индивидуальный тариф. Допустим, житель собирается через год съезжать. И ему всё равно, что будет дальше с общедомовой территорией. Он откажется участвовать в программе. Не верю, что все так легко соглашаются платить больше», – не выдержал и прервал идеальный рассказ приглашённый гость из Москвы, директор национального объединения управляющих недвижимостью Борис Гладких.
На резонное выступление человека, который знаком с опытом многих городов страны, коммунальщики ответили скромным молчанием. Огонь на себя приняла Наталья Зайцева, она рассказала, как невозможное становится возможным. «Я подхожу к тем людям, которые не хотят платить по индивидуальному тарифу из-за переезда, и объясняю, что в противном случае они не смогут продать квартиру. Я, как знающий человек, расскажу потенциальным покупателям о всех прелестях дома, о состоянии подвала, подъездов, чердака. После таких бесед все согласны на индивидуальный тариф», – поделилась практикой убеждения Наталья Зайцева.
Степень ответственности
Причина отказа большинства жильцов добровольно оплачивать содержание общедомовой территории, считают чиновники, кроется в подходах к приватизации квартир. Собственникам в своё время не разъясняли, какую ответственность они теперь будут нести.
Представители управляющих компаний заявляют: жильцы могут проголосовать не только за повышение платежей, но и за их снижение. Возникнуть такая ситуация может при условии, что они решили отказаться от каких-то услуг УК. Однако у чиновников однозначная позиция: платежи должны расти.
«Если тарифы снижаются, в этом нет ничего хорошего. Значит, жильцы не хотят платить за то, чтобы за домом следили. Всё это может привести к печальным последствиям. И ответственность будет лежать на тех собственниках, кто принял неверное решение», – считает руководитель Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Денис Воронов.
«Многоквартирные дома – это объекты общественно опасные. В любой момент они могут рухнуть, рассыпаться. Наши собственники должны осознавать степень своей ответственности за неучастие в вопросах содержания домов», – высказал своё мнение Борис Гладких.
Он добавил, что в европейских странах существуют законы, согласно которым недобросовестный собственник может лишиться жилья. У нас пока практически невозможно выселить даже злостного неплательщика. Единственный вариант – убеждать владельцев жилья переходить на индивидуальные тарифы. «Жильцы сами должны следить за тем, какие работы необходимы для их дома. Конечно, не все специалисты, не все разбираются в тонкостях. Тогда другая задача: прийти в управляющую компанию, потребовать уделить время. Пусть компетентные люди всё разъяснят», – сказал напоследок Денис Воронов.