Чистота, экономия, безопасность Николай Лукич Воробьев показывает свой дом №46-В на улице А.Невского, в котором он много лет является старшим. Пять этажей, три подъезда, 55 квартир и придомовая территория – вот его «вотчина».
У нас выбран домовой комитет, от каждого подъезда по одному человеку, все вопросы решаем с ними. К примеру, если плохо убирает дворник, собираем комиссию, составляем акт и выходим на управляющую компанию. У нас уже несколько дворников сменилось, добиваемся, чтобы они работали хорошо, - серьезно говорит он.
Николай Лукич гордится сэкономленными деньгами. Показывает план по текущему ремонту: запланировано израсходовать 190 тысяч рублей. Из них 96 тысяч появилось в этой статье за счет экономного расходования горячей воды.
- Поставили общий счетчик на дом, поменяли стояки, чтобы вода лучше циркулировала, поговорили с людьми - если вам жарко, то не форточку нужно открывать, а батареи перекрыть. На сэкономленные деньги в доме поменяли окна в одном из подъездов на пластиковые. Теперь щелей нет, не дует, теплопотери снижаются, это тоже экономия. А летом появилась возможность проветривать подъезды. Сделали отмостки, чтобы ливневые воды подвал не заливали, поставили запорную арматуру на стояки в подвале, чтобы регулировать распределение тепла по всему дому. И здесь экономия. - Что сэкономили, все потратили на то, чтобы людям жилось лучше. И еще сэкономим. И все это пойдет на дом, - Николай Лукич довольно щурит глаза и улыбается. В этом году в доме, где старшим Николай Лукич, под метлу подвал очистили, теперь там чисто как в квартире. Каждую весну сюда вызывают санэпидемстанцию и обрабатывают подвал от грызунов и насекомых-вредителей.
- У вас в приоритетах чистота, экономия, еще что? - А еще – безопасность. Чтобы людям жилось спокойно, - поясняет Николай Лукич, - У меня с участковым нашим хороший контакт налажен. В прошлом году подали заявку на проведение в доме капитального ремонта.
- Что мы в нее включили: заменить в подвале трубы холодной и горячей воды, электропроводку, поставить светильники энергосберегающие, шкафы под счетчики, - перечисляет Николай Лукич. - На 5 миллионов размахнулись, но 5 % от этой суммы должны заплатить квартиросъемщики. Мы разговаривали с каждый индивидуально, все дали согласие. Надеюсь, что в следующем году сделаем такой капремонт в доме, чтобы нашим детям и внукам хватило.
- Но мы не только занимаемся домом, - Николай Лукич смотрит в окно. – За детской площадкой есть стадион, там хотели поставить открытую автостоянку, потом подземные гаражи, мы с плакатами вышли – отстояли территорию. Недавно пришел ответ от Виктора Ивановича Кондрашова, что в 2012 году стадион восстановят. Не только о себе, но и о детях думаем, о внуках. Сейчас приходят они ко мне в гости и сразу на детскую площадку бегут – приятно смотреть. А подрастут, куда им идти? На стадион, качать мышцы.
Как завоевывался авторитет
За домом Николай Лукич следит с 1983 дома, как заселился. Но узаконили его, как старшего по дому, в 2009 году соглашением с «Южным управлением ЖКС»:
- Теперь если кому-то делаю замечание, он уже не может сказать: тебе не нравится, не смотри. Потому что я действую от имени жильцов, представляю их интересы. Это звание старшего дает уверенность и поддержку. Я, конечно, старался и раньше по-хозяйски ко всему относится. Но обычно слышал: живи спокойно, течет ну и пусть течет, упало, ну и пусть лежит. Теперь даже когда я прихожу в компетентные органы, в ту же милицию, от имени жильцов, от имени дома, меня слушают внимательно, реагируют, официально отвечают «Уважаемый Николай Лукич и жильцы, хулиганы наказаны», - Николай Лукич улыбается.
- Что еще было сначала не так? Сделают какую-то работу на доме, а я и не в курсе. Прихожу в управляющую компанию, говорю: «Я заказывал вот это сделать». Отвечают: «Уже сделали». А где моя виза старшего по дому? В общем, приучил всех к порядку, - снова улыбается Николай Лукич. – Теперь без меня не сдается ни одна работа на доме. Я ставлю визу, и тогда бухгалтерия пропускает документ. В конце каждого месяца пишу мнение о работе дворника, уборщицы, электрика и сантехника за прошедший месяц.
Допустим, дворнику - было замечание - прошу наказать, по уборщице - замечаний нет, по электрику - во время отреагировал, прошу выразить благодарность. С подрядной организацией тоже были шероховатости в отношениях. Я приду к начальнику, говорю: «Пьяные сантехники у тебя, замени ты их». Он сначала меня слушать не хотел. А потом все-таки нашли общий язык. Сейчас понимаем друг друга, потому что генеральный директор управляющей компании четко сказал: «Старших по дому я менять не буду, а подрядных организаций много». - Хулиганы тоже меня знают, - смеется Николай Лукич.
- Вся молодежь – и хорошая, и балованная – у моей супруги училась или учится, и знаем все друг друга – одна семья. Например, говоришь им: «Ребята, это же детская площадка, не кафе, имейте совесть, не пейте здесь пиво». Все, уходят. За счет нормального взаимопонимания и порядок у нас. Вот здесь рядом помойка, если спустя рукава ко всему относиться, то и детская площадка скоро в нее превратится. Бомжи уже как меня заметят, собираются и уходят без разговоров. Не один я как рыба об лед бьюсь
- Особенно мне нравится, что у нас хорошее взаимопонимание с Южным управлением ЖКС, говорит Николай Лукич. - Новый генеральный директор с чего начал? Собрал старших по дому и сказал: «Нужно - приходите ко мне без записи. Есть проблемы - будем решать, занят я или нет, всегда найду минуту, чтобы помочь». - Это же отлично! – уверен Николай Лукич.
– Договорились, с Южной, нам привезут машину земли, и рядом с нашими деревцами мы разобьем клумбы. В общем, руководство Южной идет нам на встречу. Я вот недавно спросил Владимира Никаноровича Мунтяна: «Пока дождя нет, нужно покрасить скамеечки, ограждения. Если я денежку свою потрачу, вы это компенсируете?» «Все, Лукич, делайте, - получил ответ.
- Я на вашей стороне, проблем не будет». - Вот что мне нравится, – Николай Лукич говорил уже без привычной улыбки и совершенно серьезно, - есть все-таки понимание, не один я как рыба об лед бьюсь.
Ольга Просекина