Ранее мы начали комментировать новые Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Публикуем продолжение комментария исполнительного директора НП СРО «Содружество ЖКХ» Михаила Дамешека.
ДОЛЖНИКИ
Ужесточена ответственность неплательщика. Теперь ограничение предоставления коммунальных услуг может наступить не через 6 месяцев, как сейчас, а через 3 месяца.
Здесь, по-моему, все понятно. Сегодня действует положение, когда к неплательщику можно какие-то действия применять только после 6 месяцев, что очень неудобно, поэтому новым постановлением предусматривается срок 3 месяца.
ОТМЕНА УРАВНИЛОВКИ
Полностью пересмотрены алгоритмы расчетов за коммунальные услуги как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии. Исключена норма, когда в конце года на потребителей, у которых установлены индивидуальные приборы учета, распределялся весь годовой небаланс потребления по многоквартирному дому.
В данный момент действует такая норма: неважно, установлен у жильца прибор учета или нет, но если по итогам года на доме перерасход ресурсов, то перерасчет делается на всех. Теперь этот перерасход будет расписываться только на тех, у кого нет этих счетчиков.
ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ
В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а также затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой.
Это положение, по-моему, также в комментариях не нуждается. Сейчас, пока затраты на обслуживание приборов учета не выводятся отдельной строкой, управляющие компании находятся в сложной ситуации. Жильцы с недоверием воспринимают все их попытки разъяснить, что за все надо платить, в результате все равно встречают непонимание. Законодатель четко выводит отдельной строкой эти платежи, чтобы люди видели реальные затраты.
КОНТРОЛЬ
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Раньше контроль за соблюдением настоящих Правил осуществлялся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.
В настоящий момент у нас контроль осуществляет Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области. Но допускаю, что региональное правительство может определить другого уполномоченного.
Итак, считаю безусловным плюсом новых правил то, что в них четко прописываются базовые процедуры, отсутствие которых сильно осложняло работу управляющих компаний. Это и расчет за жилищно-коммунальные услуги, и условия заключения договорных отношений, и введение единой формы платежной квитанции, в которой постатейно прописаны все услуги. То есть здесь определяются многие моменты, о которых иркутские управляющие компании давно говорили.