Управляющие компании произведут перерасчет оплаты коммунальных услуг за январь-февраль 2013 года.
Разобраться с новыми правилами расчета оплаты за коммунальные услуги, как министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области своим приказом № 5-МПР от 28.02.2013 г. отменило свой же прежний приказ № 7-МПР от 28.08. 2012 г. о введении новых нормативов и системы расчета потребления коммунальных услуг. Ситуация с начислениями платы за коммунальные услуги вернулась к той, что была до 1 января 2013 года. Тем не менее, вникать в нововведения всем нам все равно придется, поскольку, похоже, что с 1 июля все повторится. Разобраться с тем, что происходит, читателям нашей газеты помогает эксперт по экономическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Анастасия Макеева.
- Начнем с главного. Что с постановлением Правительства РФ № 354, в котором говорится о новой системе расчета потребления коммунальных услуг? Действует оно или нет?
- Да постановление Правительства РФ № 354 действует, но просто не в полной мере: в той его части, которая «завязана» на новые нормативы, естественно, в связи с их отменой оно реализовано быть не может. Но в части, где нет связки с нормативами, оно применяется. Поясню: в 354-м постановлении предусмотрены 2 варианта расчета платы за общедомовые нужды: для домов, оснащенных приборами учета коммунальных ресурсов, и для домов, не оснащенных таковыми. Так вот для домов, оснащенных общедомовыми приборами, правила, установленные 354-м, вступили и работают с 01.09.12 г., а для домов без общедомовых приборов – не применяются.
- А какую связь с 354-м постановлением имеют приказы регионального министерства жилищной политики №7-МПР от 28.08.2012 г. и №5-МПР от 28.02.13 г.?
- Указанные приказы вынесены региональным министерством во исполнение 354-го постановления. Напомню, что приказ № 7-МПР ввел новые нормативы на потребление коммунальных услуг в Иркутской области с 01.01.13 г. Таким образом, этот приказ дополняет действие 354-го постановления, а приказ № 5-мпр отменяет действие приказа №7-МПР. При этом в тексте приказа регионального министерства № 5-МПР сказано, что документ распространяет свою силу с 1 января 2013 года. Это означает, что как будто бы новые нормативы не должны были вступать в силу, и всем управляющим компаниям, которые следовали предыдущему приказу министерства, нужно будет сделать перерасчет платы за коммунальные услуги за январь-февраль 2013 года. Перерасчет будет сделан на основе старых нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые действовали до 2013 года.
- То есть, графа «на общедомовые нужды» пока отменяется? Мы возвращаемся к прежней системе расчета и старым квитанциям?
- Не совсем так. Все зависит от того, установлен ли на вводе в дом общедомовой прибор учета, и что этот прибор зафиксировал в конце месяца – экономию или перерасход ресурса.
1. Если общедомовой прибор есть, и его показания превышают объемы, плата за которые начислена жителям в течение месяца, то графа «общедомовые нужды» будет заполнена. Такой «перерасход», зафиксированный общедомовым прибором, будет распределен между жителями пропорционально площади квартир.
2. Если общедомовой прибор есть, и его показания меньше объемов, плата за которые начислена жителям в течение месяца, то графа «общедомовые нужды» будет пуста. Но «экономия» отразится минусовыми суммами в столбце «перерасчеты» по той услуге, по которой эта экономия образовалась.
3. Если общедомового прибора учета нет (в г. Иркутске, например, приборов на холодную воду установлено крайне мало), то плата за общедомовые нужды до тех пор, пока не будут введены нормативы на общедомовые нужды, начисляться не будет. Во всяком случае, до 1 июля 2013 года, как сказано в приказе министерства жилищной политики.
Что получается? Мы убираем нормативы «на общедомовые нужды» по услугам и домам, не оборудованным общедомовыми приборами, и возвращаемся к индивидуальным нормативам потребления, которые были установлены для квартир, не оборудованных приборами учета, и действовали в 2012 году. Для примера возьмем горячую воду. Для квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, в 2012 году индивидуальный норматив потребления горячей воды составлял 4,26 кубометра на одного человека. С 1 января, согласно приказу министерства, этот норматив был понижен до 3,79 кубометров воды, но прибавилось начисление за общедомовое потребление (хотя есть дома, где и норматив в квартирах снизился, и еще перерасчет по услуге образовался, т.к. прибор зафиксировал экономию, о чем мы говорили ранее). Если мы возвращаемся к прежней схеме (действующей до 1 января), то при перерасчете платы за коммунальные услуги за январь-февраль общедомовые нужды учитываться будут только по домам и услугам, оснащенным общедомовыми приборами учета, а нормативы в квартирах без индивидуальных счетчиков будут увеличены до 4,26 кубометров горячей воды на одного человека.
- Если я правильно понял, не для всех жителей этот перерасчет обернется экономией.
- Да, у кого-то плата за коммунальные услуги в результате возвращения к прежним нормативам уменьшится, у кого-то, наоборот, увеличится. Причем, похожая ситуация сложилась и при новых нормативах и новой системе расчета, которые начали действовать с 1 января 2013 года. Мы провели анализ, и получилось, что среди 600 домов, обслуживаемых «Южным управлением ЖКС», у половины домов произошло повышение квартплаты, у половины – понижение. Но когда пошла волна жалоб, слышны были только голоса тех, кто вынужден был платить больше. Другая половина благоразумно молчала. Боюсь, что ситуация повторится, только на этот раз будет недовольна именно другая половина жителей.
- У кого все-таки с 1 января произошло увеличение квартплаты?
- Увеличение платы за счет статьи «на общедомовые нужды» могло, прежде всего, коснуться собственников квартир с большой площадью. Можно сказать, что один человек, проживающий в трехкомнатной квартире, стал платить больше, а 3-4 человека, проживающие в однокомнатной, стали платить меньше. Раньше нормативы рассчитывались исключительно в зависимости от количества проживающих в квартире. По новой системе расчета плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды стала начисляться пропорционально площади квартиры. Чем больше площадь квартиры, тем больше доля платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Логика и зависимость здесь та же, что и при начислении платы за содержание и ремонт общедомового имущества: чем больше площадь квартиры, тем выше уровень платы.
- Надо, наверное, еще раз подчеркнуть, что возвращение к прошлогодней схеме расчета и нормативам потребления коммунальных услуг – это временная мера?
- Смысл приказа министерства жилищной политики в том, что вступление в силу новых нормативов на территории Иркутской области перенесено с 1 января на 1 июля 2013 года. Скорее всего, 1 июля мы столкнемся с той же ситуацией, что была в январе-феврале, может быть, даже еще более сложной. Ведь с 1 июля правительство запланировало еще и увеличение тарифов на коммунальные услуги. Так что два существенных изменения в оплате коммунальных услуг произойдут одновременно.
- Региональное министерство может до 1 июля пересмотреть новые нормативы потребления коммунальных услуг?
- Нормативы устанавливает регион, но делает это он на основе постановлений федерального правительства. Цифры берутся не с потолка, есть постановления Правительства РФ № 306, которое устанавливает правила расчета нормативов на коммунальные ресурсы. Есть другое правительственное постановление, которое регламентируют расчет тарифов на коммунальные ресурсы. На сайте Правительства РФ опубликовано поручение президента Путина Министерству регионального развития проанализировать ситуацию и внести такие коррективы в порядок расчета нормативов и тарифов, чтобы эти изменения не увеличивали значительно квартплату. Сроки поставлены самые короткие. В ближайшее время Правительство РФ должно внести коррективы. Весьма возможно, что они коснутся именно порядка расчета нормативов на коммунальные услуги. В этом случае наше региональное правительство, скорее всего, пересмотрит конкретные цифры новых нормативов.
- То есть, возможно, с 1 июля будут введены уже другие нормативы, отличные от тех, что начинали действовать с 1 января 2013 года. А принцип деления на индивидуальные нормативы и нормативы на общедомовые нужды, заложенный в постановлении Правительства РФ № 354, с 1 июля будет действовать?
- Принцип деления нормативов на индивидуальное потребление и общедомовые нужды останется однозначно, поскольку изменений в 354-е постановление в этой части не планируется. Изменения планируются в другой части. Например, сейчас в 354-м постановлении установлен срок сдачи показаний индивидуальных приборов учета - с 23 по 26 число ежемесячно. Практика показала, что это просто нереально, и многие управляющие компании города принимают показания в течение всего месяца. Мы ожидаем, что срок предъявления показаний счетчиков и на законодательном уровне будет продлен на весь месяц.
- Установка счетчиков остается актуальной?
- Однозначно. Во-первых, это требование закона, во-вторых, экономическая целесообразность. Судите сами, норматив потребления горячей воды на одного человека в месяц составляет 4,26 кубометра. Фактически такой объем воды, как показывают приборы учета в квартирах, где они установлены, расходует за месяц семья в 2-3 человека. Собственно говоря, новые нормативы и устанавливаются с той целью, чтобы стимулировать собственников и нанимателей оснащать приборами учета квартиры и дома.
- С индивидуальными счетчиками и индивидуальным потреблением все более-менее понятно. Поставил счетчик – плати по показаниям. А вот с общедомовыми счетчиками и общедомовыми нуждами жителям не все ясно. Почему разницу между показаниями общедомового счетчика и суммой индивидуальных потреблений делят на всех?
- Наверное, более понятно, а, может, более справедливо было бы эту разницу распределять между квартирами, не оснащенными индивидуальными приборами учета, так как именно они и потребили этот излишек ресурсов. Кстати, именно такая норма существует, например, в Белоруссии. Но в нашем случае, постановление Правительства РФ № 354 говорит однозначно: разница делится на все квартиры пропорционально их площади.
- Кстати, белорусский вариант решает проблему «резиновых» квартир, в которых не установлены приборы учета. В нашем же случае за такие квартиры, в которых проживает гораздо больше людей, чем прописано, расплачиваются добросовестные соседи.
- Сегодня у управляющих компаний нет законных оснований заставить платить за коммунальные услуги согласно фактическому числу проживающих в квартире. Но это могут сделать собственники, если они примут такое решение, вместе с участковым полиции и представителем управляющей компании проведут осмотр, составят акт фактического проживания. На основе этих документов управляющая компания может производить начисление платы за коммунальные услуги.
- Когда мы говорим о новых нормативах на потребление коммунальных услуг, речь идет о холодной, горячей воде, электроэнергии. А что можно сказать о нормативах на отопление?
- Нормативы на отопление остаются прежними и с 1 июля 2013 года. Наше региональное правительство приняло решение в 2013 году не вводить новые нормативы на отопление. Логика понятна: сначала надо разобраться с нормативами на холодную, горячую воду и электроэнергию. Учитывается и то, что доля платы за отопление в общей квартплате значительна – около 50%, так что здесь всякие изменения могут оказаться еще более чувствительными для населения.
Беседовал Андрей Владимиров