Наши боты:
О «котах в мешке» и «скелетах в шкафу»
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Что следует знать при продаже-покупке квартиры?

На вопрос о том, какие нужны документы собственнику, чтобы избежать возможных недоразумений и неприятностей при продаже или покупке квартиры, отвечает начальник отдела информационно-сервисного обслуживания Иркутской процессинговой компании Алла Мартемьянова.

– Алла Игоревна, чтобы избежать неприятных неожиданностей при покупке квартиры и в дальнейшем, например, не оказаться в одной квартире с бывшим заключенным, какие документы покупателю необходимо проверить у продавца? 

– Во-первых, грамотный покупатель всегда спросит у продавца (владельца квартиры) справку о количестве собственников жилья и зарегистрированных граждан - поквартирную карточку (Форма 10). Получить справку в паспортном столе могут все зарегистрированные граждане при наличии паспорта, владельцы жилья  (без регистрации) при предоставлении паспорта и оригинала правоустанавливающего документа на квартиру. Это необходимо для того, чтобы  у покупателя впоследствии не возникло проблем с другими пользователями жилья, о существовании которых он и не подозревал.  

Во-вторых, нужно внимательно  изучить поквартирную карточку и домовую книгу. В этих документах отражена вся история квартиры: зафиксированы граждане, когда-либо проживавшие в этой квартире и собственники жилья.

Если на момент совершения сделки в квартире остались зарегистрированные граждане, покупатель предлагает им сняться с регистрационного учета, либо в договоре купли-продажи оговаривает «с обременением».

Если продавец жилья вам не предоставляет данные документы, не стесняйтесь и попросите их у него сами.

– А как не купить квартиру с долгом по оплате жилищно-коммунальных услуг? Ведь такие случаи бывают?

– Да, бывают. Особо предприимчивые граждане, у которых есть на момент продажи жилья долг по оплате жилищных и коммунальных услуг перед управляющей компанией, умудряются продавать жилье с долгами. Они либо продают квартиру дешевле на сумму долга, либо обещают оплатить долг после того, как получат деньги с продажи жилья на руки. Однако обещаниям верить не стоит. При покупке квартиры нужно попросить собственника, чтобы он предоставил вам справку об оплате квартплаты на момент совершения сделки. Взять такую справку владелец жилья может в управляющей компании или бухгалтерии, для этого ему достаточно иметь при себе паспорт и свидетельство о праве собственности на квартиру.

– А долги по оплате за жилищно-коммунальные услуги не переходят на нового владельца?

– Нет. Долг за жилищно-коммунальные услуги взыскивается с прежнего владельца жилья мирным путем, либо через суд. 

– Нужно ли новому владельцу жилья после приобретения им в собственность недвижимости оповестить об этом паспортный стол, бухгалтерию или управляющую компанию?

– Да. Новому собственнику квартиры необходимо сообщить в паспортный стол данные нового владельца. При необходимости гражданин, ставший собственником квартиры, оформляет регистрацию по месту жительства, либо месту пребывания в данном жилье. Специалисты паспортного стола осуществляют  первичный прием документов: срок три рабочих дня для обработки  и дальнейшего направления в Отдел УФМС (Отдел управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области в г. Иркутске). Миграционная служба в трехдневный срок рассматривает пакет документов и оформляет регистрацию. Необходимые документы для регистрации: оригинал права собственности, паспорт гражданина РФ, домовая книга (при наличии). Специалисты  паспортного стола сделают копию правоустанавливающего документа и внесут изменения в поквартирную карточку. Паспорт с отметкой о регистрации, домовую книгу гражданин получает в часы работы паспортного стола.

Для заключения договора управления многоквартирным домом новый собственник должен посетить управляющую компанию. Перечень документов, которые нужно иметь с собой: свидетельство о праве собственности, кадастровый (технический) паспорт, паспорт гражданина РФ. В расчетных центрах  бухгалтер  открывает новый лицевой счет на жилое помещение на основании следующих документов: свидетельства о праве собственности, кадастрового (технического) паспорта, паспорта гражданина РФ.

– В том случае, если новый владелец жилья затянет с сообщением в управляющую компанию о том, что теперь он владелец квартиры, квартплата будет по-прежнему начисляться на имеющийся лицевой счет, то есть на предыдущего хозяина? При этом на лицевом счете образуется долг, так как прежний собственник прекращает оплачивать жилищно-коммунальные услуги.


– Да, может быть и такое. В любом случае, если гражданин предоставит в бухгалтерию документ, подтверждающий продажу жилья, например свидетельство о праве собственности с отметкой регистрационной палаты  «прекращено»,  будет произведен перерасчет.

Открыть лицевой счет по данному адресу возможно только с момента обращения  нового собственника, при этом надо иметь в виду, что за данный период времени жилищно-коммунальные платежи будут ежемесячно начисляться, долг и пеня будут копиться на лицевом счете в независимости, когда гражданин обратится в расчетную службу и заключит договор с управляющей компанией.

– До сих пор продолжается процесс приватизации жилья. После оформления квартиры в собственность, хозяевам также нужно переоформить документы в паспортном столе, бухгалтерии и заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией?

– Обязательно,  для корректного отображения данных в карточке лицевого счета, в  том числе изменения характеристик с «найм» на «приватизация», внесения информации по собственникам и долям.

При обращении в управляющую компанию, бухгалтерию, паспортный стол  собственник  предоставляет оригинал и копию свидетельства  о праве собственности  на жильё и свой паспорт.

Напоминаем где и какие документы можно получить

* Паспортный стол:
 – Ф10 (поквартирная карточка) – в момент обращения.

* Расчетно-кассовый центр (бухгалтерия):
– справку о наличии/отсутствии задолженности по оплате квартплаты - на следующий день после обращения;
– карточку лицевого счета – в момент обращения.