На вопросы отвечает Екатерина Козлова, специалист по работе с населением.
– Как мы знаем, для того, чтобы люди платили за коммунальные услуги по справедливости, составляются акты фактического проживания. Что это такое?
– Акты фактического проживания составляются для того, чтобы установить число граждан, фактически проживающих в жилом помещении. Ведь бывают случаи, когда приборы учета воды в квартире не установлены, зарегистрирован на жилплощади один человек, а фактически проживает пятеро, шестеро и т.д. Соответственно, идет общий перерасход воды в доме. Пункт 56.1 Постановления Правительства № 354 от 6.05.2011 года гласит, что если жилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета, то нужно составлять акты фактического проживания.
– Как проходит процесс составления акта фактического проживания? Кто его инициирует, кто в нем участвует?
– Инициировать процесс может любой собственник дома через заявление в управляющую компанию. В заявлении указывают номера квартир, в которых необходимо провести обследование, на основании заявления собирается комиссия в составе председателя Совета дома, членов Совета дома, представителя подрядной организации. Акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя, не менее чем двумя собственниками и председателем Совета дома. В акте указывается дата, время его составления, фамилия, имя, отчество собственника жилого помещения, адрес, его постоянное место жительства и сведение о количестве проживающих потребителей в данном жилом помещении.
Акты составляются в трех экземплярах, они поступают в управляющую компанию, специалист по работе с населением сверяет с паспортным столом информацию о зарегистрированных гражданах в жилом помещении. Далее один акт направляется в УФМС, второй экземпляр акта направляется в бухгалтерию для начисления оплаты за коммунальные услуги согласно числу фактически проживающих граждан, и третий экземпляр по почте направляется собственнику. Мы извещаем собственника о том, что в отношении него составлен акт о фактически проживающих гражданах в его жилом помещении.
– А встречались случаи, когда собственники были не в курсе, сколько человек проживает в их квартире?
– Случается, что квартиру сдают, и собственники не знают, сколько там на самом деле проживает людей. Бывает, что собственник присутствует при составлении акта, но отказывается его подписывать и утверждает, что к нему приехали гости, хотя соседи подтверждают, что эти люди живут уже давно. Соседей тоже можно понять, почему они должны платить из своего кармана за перерасход воды в доме?
Поэтому составлением данных актов мы понуждаем граждан к тому, что нужно устанавливать индивидуальные приборы учета воды, это очень выгодно, в первую очередь для самих собственников.
– Допустим, вы составили акт, все зарегистрировали, а эти люди через полмесяца съехали. Что дальше?
– Такие прецеденты были. В таком случае собственники приходят, пишут заявление, что у них квартиранты съехали, мол, придите, составьте акт о том, что у меня никто не проживает. Опять же нужны доказательства, снова собирается комиссия: подрядчик, председатель Совета дома, соседи, которые подтвердят, что квартиранты действительно съехали. Составляем новый акт, направляем его в бухгалтерию, и на его основании начисления снимают. Доначисление делается со дня составления акта, снятие начислений идет со дня составления акта об обратном.
Также бывают случаи, когда люди ставят счетчики, и на основании акта ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета мы снимаем доначисления. Собственно, если есть приборы учета в квартире, какая разница, сколько человек там живет.
– Когда человек поставил прибор учета, ему нужно сообщить об этом управляющей компании?
– Конечно, нам же нужно об этом как-то узнать, собственником пишется заявление, и когда мы получим информацию о том, что прибор учета введен в эксплуатацию, тогда бухгалтерия снимает доначисления с жилого помещения за фактически проживающих граждан.
– Можете назвать статистику, сколько актов фактического проживания было составлено с начала этого года?
– В «Южном управлении жилищно-коммунальными системами» обошли 143 дома по составлению актов фактического проживания. В «Западном управлении ЖКС» – 70 домов. В «Северном управлении ЖКС» – 29 домов.
– А такой вопрос: были ли случаи «мести» со стороны тех собственников, на кого составили акты фактического проживания, по отношению к своим соседям?
– Пока такого не было. По крайней мере, никто из старших по домам не заявлял о подобных случаях.
– Как управляющая компания взыскивает задолженность с собственников за коммунальные услуги?
– Напомню, что должником считается собственник, который свыше шести месяцев не оплачивает коммунальные и жилищные услуги.
Сначала мы выдаем должнику предупреждение об имеющейся задолженности. У него есть 30 дней, чтобы ликвидировать задолженность, если он этого не делает – то высылаем уведомление. В нем указано, что ранее вам было выдано предупреждение, вы на него не отреагировали, на сегодняшний день сумма долга сложилась такая-то, и поэтому в течение трех суток после получения данного уведомления вам необходимо ликвидировать задолженность, в противном случае, управляющая компания оставляет за собой право ограничить вам коммунальные услуги. И потом уже дело передается в суд. Далее – работа Службы судебных приставов.
– Можете назвать цифры, сколько с начала года было выдано предупреждений, и сколько из них переросло в судебные разбирательства?
– С начала года в отношении должников по «Южному управлению ЖКС» было выдано около 800 предупреждений, из них в суд было направлено 259 дел, в «Западном управлении ЖКС» – 1147 и 39, и в «Северном управлении ЖКС» – 1042 и 125 соответственно.
– Что происходит, когда дело направляется судебным приставам на исполнение?
– Служба судебных приставов на основе судебного приказа возбуждает исполнительное производство и взыскивает задолженность в принудительном порядке.
Самый распространенный прием: приставы ограничивают должникам выезд за границу. Были случаи, когда ко мне приходили люди и спрашивали: «На каком основании на меня в суд подали, у меня путевка в Таиланд «горит», из-за вас я не могу вылететь?». Ничего, находили время, шли, ликвидировали задолженность в полном объеме, снимали арест и спокойно вылетали из страны по своим делам. Также приставы арестовывают счета, принудительно списывают с них денежные средства.
Но в основном, когда людям от приставов приходит неприятное известие о возбуждении исполнительного производства в отношении них, то конечно, идут и оплачивают, и сразу закрывается исполнительное производство.
У нас такая статистика сложилась, что в «Южном управлении ЖКС» хорошо работают судебные приказы, то есть в суд подали – долги погасили. В «Западном управлении ЖКС» – эффективна выдача предупреждений, после которых подавляющее большинство собственников гасит свою задолженность. А в «Северном управлении ЖКС» – на сознательность должников больше действует ограничение коммунальных услуг: горячей воды и света.
– Есть еще какие-то механизмы работы с должниками?
– Да, у нас есть возможность заключать с должниками соглашение о добровольном погашении задолженности, отмечу, что 50% должников заключивших такое соглашение, оплачивают долги в полном объеме.
Необходимый пакет документов для оформления соглашения о добровольном погашении задолженности: квитанция об оплате 10% долга, паспорт, правоустанавливающий документ на жилое помещение (ордер, свидельство о государственной регистрации права и т.д.).
Данный пакет документов действует во всех трех управляющих компаниях: ОАО «Южное управление ЖКС», ОАО «Западное управление ЖКС», ОАО «Северное управление ЖКС». Срок заключения соглашения о добровольном погашении в каждой управляющей компании устанавливается индивидуально.
Беседовала Ольга Мороз